Simon68@yandex.ru

Тактика вождения

Г.Ирпень(от Киева 15 км.). тел.80633892380-Константин. 80936750259-Антон

Последние обновления:

-З\Ч на Е21

-Экстремальное вождениее-16 статей.

Тюнинг-8 статьи.

Автозвук - 18 статьи

Motor-3 статьи

Кузов - 1 статья

Электрика - 5 статья

Разное - 10 статьи

Файлы - 4 файла

ПДД-2 файла

Кое-что из техники вождения.

 

Квадрат - поворот на 90 градусов скольжением задних колес (для заднеприводных автомобилей)

Упражнение имитирует действия водителей в ряде типичных критических ситуаций, в которых занос задней оси автомобиля, не прекращенной на ранней стадии, приводит к аварии (занос вызывает экстренное торможение на скользкой дороге или неровностях, резкий маневр, пробуксовку при разгоне, ошибку в дросселировании или переключении передач и др.). Упражнение позволяет отработать приемы синхронного (одновременного с началом заноса) и опережающего компенсаторного руления и прекращения дросселирования для стабилизации. Водитель, двигаясь на автомобиле с внешней стороны размеченного квадрата размерами 20*20 м, выполняет серию поворотов на 90 градусов с использованием произвольного заноса задней оси автомобиля. Приближаясь к повороту, водитель прекращает дросселирование и тормозит двигателем. Начиная поворот, водитель резко увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя до средней (максимальной), добиваясь этим пробуксовки задних колес и, как следствие, заноса задней оси автомобиля. Ликвидация заноса, т.е. стабилизация автомобиля, выполняется с помощью компегсаторного руления - поворотом рулевого колеса в сторону заноса задней оси автомобиля и одновременным прекращением излишнего дросселирования. После восстановления устойчивого прямолинейного движения водитель выполняет аналогичные действия на следующем повороте квадрата и т.д.

Указания:

Упражняться целесообразно на двух режимах жвижения. Вначале надо отработать упражнение на I передаче, затем передача, а следовательно, скорость движения повышаются. В данном упражнении важен сам факт возникновения заноса, хотя желательно, чтобы его величина была не ментше угла проходимого поворота ( в данном случае 90 градусов). При обучении водитель должен усвоить правильное сочетание действий педалью подачи топлива и рулевым колесом и их последовательность. Необходимо добится ясного понимания, что перед началом резкого дросселирования и пробуксовки колес автомобиль должен "принять" маневр, т.е. хотя бы минимально продвинуться по дуге поворота.

Если водитель преждевременно начал дросселирование, до выхода на криволинейную траекторию, то автомобиль будет стремиться продолжать движение в прямом направлении.

Вместе с тем, излишнее и длительное дросселирование, как и опоздание с компенсаторным рулением, могут вызвать разворот автомобиля вокруг вертикальной оси на угол 120-135 градусов и более, а передерживание рулевого колеса в фазе компенсаторного руления может вызвать занос в противоположную сторону от ранее достигнутого направления, при этом вхождение автомобиля в обратный занос произойдет гораздо быстрее, чем в перволначальный, и будет носить характер "динамического хлыста" – резкого поперечного раскачивания с увеличением скорости и амплитуды соскальзывания. При выполнении упражнения водители не должны пользоваться тормозной педалью.

Типичные ошибки при выполнении упражнения:

1.       реждевременное увеличение вращения коленчатого вала в начале поворота;

2.       плавное увеличение частоты вращения;

3.       задержка реакции на занос (позднее руление);

4.       длительное дросселирование;

5.       несоответствие режиму дросселирования характеру покрытия.

Треугольник - поворот на 120 градусов скольжением задних колес (для заднеприводных автомобилей)

Упражнение является подготовительным для стабилизации автомобиля при заносе большой амплитуды. Эта ситуация возникает при грубой ошибке водителя (резком торможении, полном блокировании колес, поздней реакции на ситуацию). Упражнение позволяет изучить прием торможения боковым соскальзыванием, повысить "чувство автомобиля" при кратковременной потере управляемости (сносе-заносе), освоить приемы переменного дросселирования для противодействия центробежной силе.

Водитель, двигаясь с внешней стороны размеченного треугольника, выполняет серию поворотов на 120 градусов с изпользованием произвольного дозированного заноса.

1.       поворот вкатывание, пауза, резкое увеличение частоты вращения коленчатоговала до максимальной;

2.       синхронно с началом заноса быстрое компенсаторное руление, прекращение дросселирования;

3.       стабилизация автомобиля в заносе переменным дросселированием и коррегируещим рулем;

4.       увеличение тяги плавным дросселированием, выравнивание автомобиля;

5.       разгон на прямолинейном участке.

При выполнении упражнения с доведенным до критического угла заноса повороты выполняются за счет поворота задней оси на требуемый угол. Упражнение логически продолжает упражнение "Квадрат".

Указания:

Достижение заноса большой амплитуды обеспечивается либо одним мощным импульсом дросселирования, либо серией из нескольких импульсов. Структура используемой серии зависит от угла начального заноса, приобретенного автомобилем в результате первого импульса и бокового ускорения задней оси автомобиля. Первым дросселированием из этой серии водитель вызывает начальный срыв задней оси автомобиля в занос и его боковое скольжение, поэтому оно должно быть резким, кратковременным и достаточно мощным. Последующие дросселирования, учитывая динамику заноса, носят вариативный характер.

Особое внимание при отработке упражнения следует обратить на компенсаторное руление. Скорость поворота рулевого колеса должна соответствовать скорости скольжения задних колес автомобиля. С помощью преднамеренного опоздания или опережения в компенсаторном рулении можно влиять на угол заноса. Это под силу лишь хорошо подготовленным водителям. У малоопытных постоянно наблюдается опоздание, которое проявляется в конечном итоге в непрогнозируемом вращении автомобиля. Другим фактором, влияющим на развитие заноса, является продолжительность дросселирования, причем водители должны ознакомиться с феноменом последействия - продолжением вращения после прекращения дросселирования.

Типичные ошибки при выполнении упражнения:

1.       опоздание в компенсаторном рулении;

2.       руление с недостаточной скоростью для стабилизации заноса;

3.       недостаточная для пробуксовки колес частота вращения

4.       коленчатого вала двигателя;

5.       высокая скорость подхода к первому ограничителю;

6.       большая продолжительность первого импульса дросселирования;

7.       неготовность к возникновению заноса.

Разворот на 180 градусов (скольжением задних колес).

Упражнение является подготовительным для стабилизации автомобиля при критическом заносе. Оно позволяет изучить приемы скоростного руления, резкого дросселирования, повысить "чувство автомобиля" при потере поперечной устойчивости. Один из способов применения упражнения в критической ситуации на скользкой дороге - "доворот" автомобиля вращением и тех случаях, когда он блокирует проезжую часть дороги. Упражнение может использоваться для экстренного разворота в стесненных условиях на ограниченной площади.

Водитель, разогнавшись до скорости 20-25 км/ч на I(II) передаче, выполняет крутой поворот вправо (влево), переводит автомобиль в критический занос, разворачивая его на 180 градусов. После разворота водитель стабилизирует автомобиль для движения вперед, повторно выполняет разгон и разворот.

1.       - кратковременное блокирование колес стояночным тормозом при выключенном сцеплении, ударное включение сцепления, увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя - до максимальной;

2.       - запаздывающее компенсаторное руление (рулевое колесо - вправо до упора), дросселирование прекратить;

3.       - постепенное увеличение тяги, выравнивание колес.

Указания:

Начальный импульс для вращения может достигаться четырьмя способами.

1.       Кратковременное блокирование задних колес стояночным тормозом. Водитель, выполняя поворот левой рукой, правой включает и тотчас выключает ручной тормоз, выключая при этом сцепление.

2.       Ударное включение понижающей передачи. Водитель, выполняя поворот на II передаче, резко включает I передачу, добиваясь этим замедления вращения задних колес.

3.       Резкое дросселирование после контрсмещения. Этим термином обозначается предварительный маневр небольшой амплитуды в сторону, противоположную направлению разворота. (для заднеприводных машин).

4.       Контрзанос. Маневр типа "змейка", в котором вначале создается занос минимальной амплитуды противоположного направления. После его выполнения возникает явление "динамический хлыст" - раскачивание задней оси автомобиля.

Основным является 1-й способ - резкое дросселирование. Использование его рекомендуется лишь на этапе начального обучения, а 2-го и 4-го способов - только на этапах совершенствования.

Выполнив один из перечисленных приемов, водитель переменным дросселированием увеличивает угол заноса до сверхкритического, позволяющего выполнить разворот на 180 градусов.

Если квалификация водителя не позволяет осуществить разворот в заносе, то более простым может быть прием "разворот-вращение" на месте при минимальной скорости движения. Для этого водитель, подъезжая к ограничителю, тормозит почти до полной остановки, поворачивает рулевое колесо до упора, выжимает сцепление, а затем резко включает его, предварительно максимально увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя. Разворот скольжением происходит вокруг повернутых передних колес. (такой способ подходит только для заднеприводных автомобилей).

Типичные ошибки при выполнении упражнения:

1.       при развороте передние колеса повернуты вовнутрь; автомобиль поздно переходит во вращение. Значительный снос передних колес вперед;

2.       малая частота вращения коленчатого вала. Автомобиль описывает широкую дугу;

3.       замедленная реакция на занос. Автомобиль останавливается в развороте;

4.       длительная фаза дросселирования. Автомобиль переходит в неуправляемое вращение.

"Волчок" - разворот вращением на 360 градусов.  (для заднеприводных автомобилей)

Упражнение является подготовительным для стабилизации автомобиля произвольным вращением в заносе. Применяется как способ предотвращения столкновения в критических ситуациях, когда автомобиль вследствие ошибки водителя или вынужденного экстренного маневра блокирует проезжую часть дороги (в положении поперек), а также является элементом самостраховки в ситуациях критический занос, вращение, боковое скольжение. Упражнение позволяет выполнить разворот на ограниченной площади или узкой дороге, совершенствовать "чувство автомобиля", приемы компенсаторного руления и дросселирования.

Автомобиль двигается на минимальной скорости (3-5 км/ч) на I (II может быть включена только на обледенелом покрытии) передаче. Из положения предварительный захват сверху левой рукой (локоть напрвлен вверх) водитель поворачивает рулевое колесо не менее чем на 360 градусов. После того как автомобиль начал движение по дуге, водитель резко блокирует задние колеса стояночным тормозом, выключая при этом сцепление и доворачивая руль до упора. Как только начинается вращение ( скольжение задних колес), водитель отпускает тормоз, резко и быстро включает сцепление и нажимает на педаль управления подачей топлива. Пробуксовка задних колес позволяет увеличить вращающийся момент и развернуть автомобиль вначале на 180 градусов, а затем и на 360 градусов вокруг вертикальной оси.

Указания:

Разворот-вращение является приемом высшего водительского мастерства и требует точности, последовательности в действиях и определенных дорожных условий (скользкая дорога с одинаковым коэффициентом сцепления).

При обучении следует обратить внимание водителей, что автомобиль не сможет выполнить полного вращения только с помощью дросселирования. Необходима дополнительная работа рулевым колесом. После начала вращения с большим ускорением автомобиль быстро теряет инерцию скольжения, так какон заторможен полностью повернутыми передними колесами. Как только скорость вращения приближается к нулю, водитель выравнивает передние колеса на незначительный угол и после ускорения автомобиля тотчас возвращает их.

При выполнении вращения автомобиля на угол более 360 градусов подобная операция проводится многократно.

Типичные ошибки при выполнении упражнения:

1.       автомобиль вместо вращения продолжает прямолинейное движение со сносом повернутых передних колес из-за большой скорости подхода и рано включенного стояночного тормоза;

2.       остановка во время вращения, так как водитель не работает рулевым колесом;

3.       остановка во время вращения из-за слишком длительного импульса дросселирования в начале выполнения.

"Полицейский разворот"

Упражнение имитирует действия водителя в критической ситуации: вращение автомобиля (заключительная фаза). Оно позволяет адаптироваться к вращению, преодолеть страх, изучить прием самостаховки, исключающий остановку автомобиля поперек проезжей части после непроизвольного вращения.

Водитель выполняет разгон задним ходом, полуразвернувшись вправо. Левая рука расположена сверху в нижнем секторе рулевого колеса, локоть направлен вверх (предварительный захват для скоростного руления). По достижении двигателем 80-85% частоты вращения коленчатого вала от максимальной, он резко поворачивает рулевое колесо влево до упора, выключая сцепление. Во время вращения водитель включает I (II) пердачу. После разворота – вращение автомобиля на угол более 120 градусов - он возвращает рулевое колесо в исходное положение и резко включает сцепление. Автомобиль вращается вокруг задней оси и выравнивается

Указания:

Для обучения используются четыре подводящих упражнения, решающие последовательно следующие педагогические задачи: адаптация к вращению, управление в ходе вращения, стабилизация после вращения.

1.       Разгон задним ходом на протяжении 30-50 м. Резкий поворот рулевого колњса вправо (влево) до упора и выключение сцепления одновременно с началом маневра. Автомобиль начинает вращение вокруг передней оси с наклоном к наружной стороне.

2.       Выполняется подводящее упр. 1, но в фазе вращения выключается задняя и включается I или II передача. Траектория движения автомобиля та же, что и при упр. 1.

3.       Выполняются подводящие упр. 1 и 2. но скорость увеличивается до максимальной за счет увеличения зоны разгона. После вращения на 150-160 градусов водитель резко отпускает сцепление и начинает движение вперед. Выполнить прямолинейный разгон не удается, так как колеса повернуты до упора (см. упр. 1).

4.       Выполняются последовательно подводящие упр. 1-3, но в заключительной фазе вращения (угол 150-160 градусов) водитель выравнивает колеса для прямолинейного движения, т. е. выполняет руление, противоположно направленное рулению при упр. 1.

Чем выше скорость разгона, тем легче выполнять прием. Упражнение опасно в момент вращения, когда переднее колесо может удариться боковой плоскостю в упор (выступ, бордюрный камень, яму колею и др.).

В начальной стадии обучения водители рефлекторно применяют торможение. Причиной этого является страх перед вращением и неуверенностью в безопасности. Торможение нужно исключить, так как оно приводит к увеличению крена автомобиля и может при контакте с посторонним предметом привести к опрокидыванию.

Типичные ошибки при выполнении упражнения:

1.       недостаточная скорость разгона, и, как следствие, автомобиль полностью не разворачивается;

2.       рулевое колесо поворачивается плавно, и автомобиль не вращается, а катится по дуге; во время разворота автомобиля вокруг вертикальной оси рулевое колесо возвращается не точно в исходное положение, а с разницей на больший или меньший угол. В результате происходит неполное разворачивание или угол разворота превышает 180 градусов;

3.       водители пользуются тормозом;

4.       водители поздно выключают сцепление.

Внимание!Боковой удар о препятствие во время вращения может привести к опрокидыванию автомобиля. При выполнении упражнения торможение исключается.

"Восьмерка" - серия разворотов в заносе

Упражнение имитирует действия водителя в критических ситуациях: потеря устойчивости и управляемости в крутом повороте на скользкой дороге и "динамический хлыст", приводящий к вращению при прохождении S-образного поворота. Упражнение позволяет совершенствовать мастерство управления автомобилем в заносе и, прежде всего, отрабатывать технику произвольной смены направления заноса при сложных и неожиданных маневрах на скользкой дороге. Переходный маневр в упражнении исключает фазу выравнивания.

Водитель, разогнавшись, переводит автомобиль в занос и начинает движение по кругу диаметром 5-10 м. Заканчивая круг, он меняет направление заноса на противоположное и описывает круг в другом направлении и т.д. Траектория движения автомобиля соответствует "восьмерке".

Указания:

При выполнении этого упражнения применяются переменное дросселирование и все виды коррекции заноса рулевым колесом (компенсаторное, коррегирующее руление и т.д.).

Самым важным моментом является фаза смены направления заноса. При этом водитель должен путем резкой компенсации существующего заноса и его прекращения вызвать "динамический хлыст", который "перебросит" автомобиль в противоположную сторону. По мере освоения упражнения водитель экспериментально определяет величину дросселирования и амплитуду руления, вызывающие оптимальный "динамический хлыст". Если при смене направления скольжения импульса "динамического хлыста" оказалось недостаточно для образования необходимой амплитуды заноса, то путем дросселирования и коррегирующего руления она доводится до оптимальной.

Длительное сохранение заданного угла заноса при одновременном боковом соскальзывании представляет значительную трудность. Но по мере формирования у водителя стабильной техники управления автомобилем в заносе к минимуму сводятся перепады оборотов при дросселировании и уменьшается число компенсаторных и коррегирующих движений рулевым колесом, что совместно с большим числом повторений дает возможность достичь желаемого результата.

Водитель при отработке упражнения должен соблюдать определенную последовательность действия:

1.       перевести автомобиль в занос;

2.       довести угол заноса до оптимально устойчивого, контролируя его рулением и дросселированием;

3.       удержать автомобиль в заносе при одновременном боковом скольжении;

4.       изменить траекторию автомобиля за счет изменения его заноса в противоположную сторону.

Типичные ошибки при выполнении упражнения:

1.       выполнение упражнения без заноса;

2.       выравнивание автомобиля между двумя кругами. Прекращение заноса и его повторное возникновение;

3.       чрезмерное дросселирование, вызывающее предельный занос, и последующая остановка автомобиля;

4.       увеличение диаметра круга (более 10 м).

"Газ - тормоз"

При торможении на обледенелом спуске многие водители испытывали страх и неуверенность, когда автомобиль терял управление и неудержимо разгонялся вниз, вместо того чтобы снижать скорость. Отказ от торможения чаще всего сопровождается периодически возникающим заносом задней оси и скольжением заблокированных передних колес. Особенно остро это проявляется на переднеприводном автомобиле, где блокирование передних колес не только ухудшает тормозной эффект, но и исключает любые маневры рулевым колесом, превращая автомобиль в неуправляемый баллистический снаряд. В практике автогонщиков существует чрезвычайно эффективный прием, позволяющий преодолевать подобные ситуации.

Если во время торможения "открыть газ", то можно избежать блокирования ведущих колес, которые на льду блокируются даже от минимального тормозного усилия. Этот антиблокировочный эффект позволяет сохранить устойчивость автомобиля, а на переднеприводном – и управляемость. Однако чтобы выполнить этот прием, нужно тормозить левой(!) ногой, не снимая правую с педали подачи топлива. Такие действия по силам лишь подготовленному водителю, который заранее изучил этот прием. Новичок, не умея тонко дифференцировать силу тормозного усилия левой ногой, может не только заблокировать колеса, но и заглушить двигатель (если включена прямая передача). На спуске это может еще больше осложнить критическую ситуацию. На переднеприводном автомобиле прием "газ-тормоз" может применяться на повороте, неровностях и во всех других случаях, когда нужно исключить блокирование передних колес. Неприемлем прием лишь на автомобилях тех моделей, у которых рулевая колонка почти вертикальна и проходит между педалями сцепления и тормоза (многие виды автобусов и грузовых автомобилей). Рулевая колонка не позволяет быстро перенести стопу ноги из положения на полу у педали сцепления на тормозную педаль. Если это сделать заранее, обнеся ногу вокруг рулевой колонки, то такая же трудность возникает в тех случаях, когда нужно срочно сработать педалью сцепления (например, при включении понижающей передачи). Выполнять прием можно при постоянно "открытом газе". Вполне достаточно удерживать педаль подачи топлива в режиме 30 - 50% от максимума. Тормозной педалью следует работать в режимах прерывистого или ступенчатого торможения.