Simon68@yandex.ru

Тенденции сабвуферостроения

Г.Ирпень(от Киева 15 км.). тел.80633892380-Константин. 80936750259-Антон

Последние обновления:

-З\Ч на Е21

-Экстремальное вождениее-16 статей.

Тюнинг-8 статьи.

Автозвук - 18 статьи

Motor-3 статьи

Кузов - 1 статья

Электрика - 5 статья

Разное - 10 статьи

Файлы - 4 файла

ПДД-2 файла

Тенденции сабвуферостроения на примере 12-дюймовых динамиков Audiobahn

Статья взята с сайта 12 Вольт

Сразу внесем ясность, почему Audiobahn и почему 12-дюймовых. В порядке поступления. С последней по счету линейкой американской компании мы впервые повстречались в Лас-Вегасе на выставке лучших достижений человечества в области бытовой электроники CES’2001. Из прочей “бытовой” мы, как водится, выделили автомобильную и уже в более узких рамках начали расставлять приоритеты, рассуждая о том, куда катится мобильное аудио. Так вот, когда процесс осмысления достиг такого важного компонента, как “сабвуферный динамик”, то имя Audiobahn оказалось в списке передовиков и новаторов чуть ли не на первом месте. И тут дело даже не в том, что калифорнийцы дважды лауреатствовали на последней CES (хотя и в компетентности жюри, и в правильности выбора не сомневаемся). А скорее в том, что суббасовые динамики фирмы это во многом и есть отражение современных тенденций сабвуферостроения. Вот поэтому сегодня мы встречаемся с ними во второй раз уже на нашей территории.

Теперь, почему только 12-дюймовые. Ну, во-первых, принято считать, что с этого размера начинается так называемый “серьезный бас” (хотя и не без исключений). Во-вторых, сабвуферная линейка Audiobahn настолько разрослась и вширь, и вглубь, что разбор всех серий и всех типоразмеров отнял бы уйму времени и журнальной площади. К тому же тенденции они на то и тенденции, чтобы на примере конкретных моделей составить мнение об общем. В качестве самых конкретных и, если хотите, знаковых экземпляров мы выбрали модели AWT12 и AW1208X из тех же серий, что получили награды в Лас-Вегасе, но на калибр побольше.

А. КРАСНЕР

С общим мнением в принципе можно не тянуть, поскольку оно складывается уже при самом поверхностном изучении конструкции и объективных параметров “аудиобанов”. Картина видится такой: Audiobahn в числе многих взял курс на запредельные мощностные характеристики и такие же запредельные величины звукового давления, извлекаемые из самых глубин частотного спектра, не обращая особого внимания на диапазон, располагающийся вне “зоны ответственности” сабвуфера. Отсюда — доминирующая сегодня конструкция суббасовых головок, построенная на сверхпрочных и сверхжестких диффузорах-поршнях, увеличенных звуковых катушках, огромных магнитах и невероятно широких жестких подвесах. Навеяно ли это повсеместным распространением цифровых технологий в усилительной технике, увеличением подводимой от нее мощности или просто является отражением общего стремления к некоему абсолюту, которое обычно свойственно инженерной мысли? Или, может быть, продиктовано потребностями рынка мобильной техники и растущим числом передвижных кинотеатров, в которых сабвуферу отводится особая роль? Наверное, и то, и другое, и третье.

Скорее всего, есть еще четвертое и пятое, но зачем нам копаться в причинах? Лучше займемся конкретными изделиями, они того стоят. Стоят не только “того”, но достаточно внушительных сумм в долларовом эквиваленте. Мы (не специально, честное слово) выбрали те динамики Audiobahn, которые у себя на родине выступают в дорогой категории “за $400”. А раз так, то и требования к ним будем предъявлять повышенные, они первые начали.

Если бы сабвуферы оценивались по одному только параметру — интенсивности блеска корпусов, — то здесь, слов нет, Audiobahn вперед не пропустил бы никого. У самих же меркантильных американцев есть устойчивое выражение “выглядеть на 100 долларов”. В данном случае оно не работает, поскольку порядок цифр явно не тот и впечатление, производимое внешностью “аудиобанов” не отражает. Покрыты хромом и отполированы до невозможности почти все детали корпуса. И это тоже своего рода тенденция: неважно, в каком оформлении предстоит играть басовому динамику, к потребителю он должен попасть во всей красе. Кстати, элитные головки Audiobahn к владельцу попадают в довольно стильном деревянном ящике. По сравнению со всем остальным — пустячок, но не лишенный приятности.

AWT12 принадлежит к той же серии, что и его меньший собрат AWT10, который отметился в списках новаторов (мы его публиковали, можете проверить). Серия называется Linear Compression Subwoofer и объединяет исключительно длинноходовые низкочастотные динамики с огромным запасом по мощности и такими же огромными значениями SPL. “Длинноходовой” — это мягко сказано. Рабочий ход диффузора у AWT12 составляет 20 миллиметров в одну сторону! При этом допустимая мощность — 2 киловатта! Откуда что берется? А вы посмотрите на подвес. Он у AWT12 занимает чуть ли не половину полезной площади диффузора. В цифровом выражении ширина гофра 2 дюйма. Такой подвес по определению должен качать огромные массы воздуха и сохранять линейность хода диффузора, тем более что сделан он из вспененного полиуретана — материал, который в плане обеспечения линейности хода считается более предпочтительным, чем мягкая резина. Свою лепту вносит и мощная сдвоенная центрирующая шайба очень большого диаметра.

Вся конструкция динамика — верх солидности и надежности. Корпус отлит из алюминиевого сплава и покрыт хромом. Причем корпус — сборный: связующими звеньями между магнитной системой и рамой служат шесть выточенных на фрезерном станке спиц, которые крепятся 12 болтами к ободу диффузородержателя и к нижнему магнитопроводу. Иначе было, видимо, нельзя, никакой клей семь килограммов веса двойного магнита не выдержит. Ну и красиво, конечно, чего уж там.

Но основной сюрприз или, по-нашему, шок — это плоский, без пылезащитного колпачка, тяжелый диффузор AWT12, выточенный из алюминиево-титанового сплава. То есть все — способ изготовления, материалы и геометрия — направлено на максимально возможное увеличение жесткости диафрагмы и соответственно снижение нелинейных искажений при работе в условиях экстремальных нагрузок. Два киловатта мощности иначе и не назовешь, а AWT12 их выдерживает, был бы усилитель адекватных способностей. Сейчас это в принципе не проблема, к тому же двойная звуковая катушка ориентирована на работу усилителя в режиме 2 или 0,5 Ом в зависимости от способа подключения динамика, то есть к большим мощностям располагает. Сама катушка имеет в диаметре 4 дюйма, то есть раза в два больше стандартного калибра, чего следовало ожидать, учитывая прямую и явную угрозу перегрева. К этой проблеме калифорнийцы подходят также основательно, оснастив динамик до мелочей продуманной системой теплоотвода с воздушными фильтрами. Во всяком случае по конструкции видно, что недостатка в свежем воздухе звуковая катушка испытывать не будет. В заднем магнитопроводе предусмотрено широкое вентиляционное отверстие, а сбоку катушка закрыта алюминиевыми сетками, тоже процессу поступления прохлады не препятствующими.

AW1208X принадлежит к серии PRO PRESSURE и по своей конструкции несколько отличается от AWT12. Но опять же компоновка динамика явно указывает на его склонность к гигантским мощностям, высоким значениям SPL и подвигам по части рабочего хода диффузора. Корзина, как и у AWT12, — литая, что должно обеспечить высокую стабильность динамика. Такой же толстый (кстати, так и называется — PHAT) 2-дюймовый гофр поддерживает плоский, без пылезащитного колпачка композитный диффузор (стекловолокно/целлюлоза). Соответственно Xmax у AW1208X аналогично большой — 20 миллиметров в одну сторону. Правда, AW1208X проигрывает в мощности, которая у него ограничена 1500 ваттами. Зато, как видно из таблицы, почти на 2 децибела превосходит AWT12 в чувствительности, то есть по идее сигнал начнет искажаться на более высокой громкости.

Высокая чувствительность — заслуга магнитной системы AW1008X. Она даже тяжелее, чем у AWT12, и гораздо мудренее. По сути, это 8 магнитов, каждый из которых скомпонован из 4 ферритовых шайб. Все это сооружение весит 8 килограммов и располагается по окружности между верхним и нижним магнитопроводом, которые между собой скреплены 4 болтами. Практика показывает, что таким образом удается достичь более равномерного магнитного поля и более линейных колебаний диффузора. Вдобавок между сборными магнитами освобождается свободное пространство, что отнюдь не вредно для отвода тепла. Система охлаждения звуковой катушки (опять двойная, увеличенного 3-дюймового диаметра, допускается работа усилителя в режиме 2 и 0,5 Ом) снова на высоте. Традиционно, посредине торцевой части динамика находится вентиляционное отверстие. По бокам катушка тоже открыта всем ветрам, а вместо металлических сеток AWT12 располагаются 18 ребер охлаждения — у иного радиатора усилителя бывает и поменьше.

Теперь можно посмотреть и на параметры Тиля — Смолла. Как видно из таблицы, оба динамика очень жесткие, эквивалентный объем (Vas) у AWT12 и AW1208X равен соответственно 18 и 27 литрам. При этом благодаря тому, что подвижная система “аудиобанов” весьма и весьма тяжелая, резонансная частота (Fs) остается достаточно низкой — 29,7 и 27,2 Гц. А значит, для нормальных условий работы им требуются весьма компактные, где-то до 20 литров закрытые ящики. Кроме того, низкие значения полной добротности (Qts) обеих головок однозначно указывают на их склонность к работе в фазоинверторе. В обоих случаях ошеломительные значения SPL гарантированы. В духе современных тенденций.

 

Hosted by uCoz